Печать

 

статья подгатовлена Управляющим партнером,

Юридического партнерства «ДжиКей Групп» Кариной Игоревной Еньковой, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Трудовые взаимоотношения возникают на любом, даже самом малом предприятии. При мнимой простоте сферы труда, предприниматели совершают огромное количество ошибок, которые приводят к обращениям их сотрудников за помощью в инспекцию по труду. Однако, не любая проверка может завершиться административным наказанием. Что должен знать работодатель и как ему вести себя при проверке, читайте в этой статье.

Что такое ГИТ? За чем она следит?

Государственная инспекция труда ( далее «ГИТ»), в простонародье «Роструд»- федеральный орган, основной целью которого является выявление и пресечение нарушений в сфере охраны труда и трудовой деятельности. Помимо надзорных и контролирующих функций Роструд имеет и профилактическую функцию  по информированию и оказанию консультационной поддержки работодателям в трудовой сфере, а также обобщение практики и аналитечиская работа причин нарушений. Также   Законом на трудовую инспекцию возложена обязанность по расследованию несчастных случаев на производстве. Главенствующая роль как надзорного органа в области трудовых правоотношений возложена на ГИТ статьей 353 Трудового Кодекса Российской Федерации. Подробная регламентация деятельности этого органа, а также полномочия его территориальных представительств отражена в Постановлении Правительства РФ от 01.09. 2012 № 875 « Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства ....» (далее - «Постановление Правительства № 875 от 01.09.2012 года). По сути основными рычагами ГИТ в сфере надзора являются мероприятия по проведению  проверок; выдача предписаний об устранении нарушения (являются обязательными для исполнения); составление протокол об административном правонарушении (исключительно в рамках полномочий).

Следует отметить, что проведение проверок может быть как плановым, так и не плановым, а также документальным и выездным. Основания и порядок проведения проверки определен Федеральным Законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» ( далее- Федеральный Закон № 294-ФЗ) и названным Постановлением Правительства. Проверка может быть как исключительно документальной, так одновременно выездной и документальной (когда инспектор выезжает в местонахождения работодателя для ознакомления с документами относительно жалобы).

Плановые проверки проводятся один раз в три года, согласно ежегодному плану проведения проверок, который обязательно публикуется в СМИ (п. 9 Постановление Правительства № 875 от 01.09.2012 года). Поэтому, во-первых Вы будете заранее извещены о проведении такой проверки, следовательно сможете подготовиться; во-вторых, если Вы вновь открывшаяся организация, то государственный инспектор «нагрянет» к Вам не ранее, чем через 3 года, за исключением случаев, когда может быть проведена внеплановая проверка.

Назначение  внеплановой проверки требует веских оснований, такими основаниями являются (п. 10 Постановление Правительства № 875 от 01.09.2012 года) :

истечение срока исполнения предписания по правонарушению;

поступление сообщения о нарушении соотвествующих прав и возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан;

обращения с заявлением работника о нарушении его прав, а также запрос работника о проверке условий охраны труда на его рабочем месте;

наличие соответствующего приказа о проведении проверки при наличии указа Президента Российской Федерации или Правительства.

Таким образом, ГИТ является основным органом по защите прав работников во взаимоотношениях с работодателем, обладающим, хотя и усеченным, но достаточно широким спектром возможностей по выявлению и устранению нарушенных трудовых прав.

За что «накажут»

Внимание  к предпринимателю со стороны ГИТ может быть привлечено относительно нарушений норм трудового законодательства в целом, а не, как многие ошибочно полагают, относительно положений трудового договора с конкретным работником. Основной рассматриваемых отношений является Трудовой Кодекс, помимо этого со стороны ГИТ могут быть усмотрены нарушения Приказов Министерства труда и социальной защиты, дополняющие кодекс.

Основные правонарушения , за которые может быть назначено административное наказание перечислены в главе 5 КоАП РФ. Все нормы, перечисленные в указанном разделе можно подразделить на группы: общие нарушения ( статья 5.27 КоАП РФ). Под действие данной статьи подпадает обширный список трудовых нарушений, поскольку их перечень Кодексом четко не определен. Это могут как нарушения законодательства при оформлении на работу, увольнении, по вопросам заработной платы, предоставлением гарантий и прочее. Вторую группу можно наименовать « нарушение специальных норм права». Данная категория ( ст. 5.28- 5.36 КоАП РФ) содержит квалифицирующие (уточняющие) составы правонарушений.

Из наиболее распространенных видов правонарушений можно назвать:

  • нарушения в области охраны труда ( самая обширная по количеству видов нарушений категория). Среди них можно выделить: не проведение медицинских осмотров работников, не обеспечение работников спецодеждой и обувью, не проведение аттестации рабочих мест. Например, в ОАО «РЭУ «Самарский» (г. Самара) работодатель за подобные  правонарушения привлечен к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. Случаются в практике и «удивительные» случаи, например, при проверке сертифицированной организации в сфере охраны труда ООО « С..» (<данные изъяты>) выявлены нарушения по не проведению обучения работников по охране труда (ст. 212, 225 ТК РФ), не проведены медицинские осмотры работников и т.д.[1]
  • нарушения в области трудового договора. Чаще всего среди таких нарушений встречаются: отсутствие письменного оформления взаимоотношений с работником, отсутствие в договоре  условий труда, обусловленных законом; переквалификация договора ГПХ при фактическом выявлении трудовых отношений; нарушений норм закона при переводе работника, изменения условий договора, определения режима работы, нарушение порядка увольнения при ликвидации или сокращения штата. Важным нарушением в данной категории также является нарушение порядка ведения и учета трудовых книжек на предприятии, установленного Постановлением Правительства   РФ от 16.04. 2003 № 225 « трудовых книжках».

При проведении проверки представитель ГИТ также может выявить нарушения относительно локальных актов предприятия в сфере труда. Наиболее распространенными в этой подгруппе являются нарушения связанные с не ознакомлением под роспись работника с внутренними актами компании (или ИП)( ст. 22 ТК РФ), выявление в содержании таких актов положений, нарушающих или ущемляющих права работников организации (ст. 8 ТК РФ).

Важно отметить, что ответственным за подобные действия может быть как хозяйствующий субъект , так и должностное лицо, а именно руководитель организации. При этом ответственность одного не исключает ответственности другого (ст.2.1 КоАП РФ).

Следует помнить, что при обнаружении нарушения максимальный объем ответственности — приостановление деятельности организации или индивидуального предпринимателя на срок до 90 суток ( ст. 5.27 КоАП РФ). И то исключительно при условии привлечении его повторно. При этом, относительно повторности, совершенного правонарушения следует пояснить, что ГИТ часто допускает грубейшие ошибки при квалификации деяния повторным, применяя названный вид наказания. Так, работодатель ранее, привлеченный к ответственности за  увольнение женщины в положении, в случае привлечения к ответственности по другому случаю, может быть привлечен ГИТ к ответственности с применением квалифицирующего признака. Однако, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. От 09.02.2012) выражена противоположная точка зрения и дано понятие повторности совершения правонарушения. Так, повторным считается лишь то же деяние, совершенное более одного раза. Полагаю, работодатель может использовать положения названного постановления для защиты своих прав.

Важно также помнить, что недавно обсуждаемая в СМИ информация относительно значительного увеличения штрафов за нарушение норм о труде, не во всех случаях достоверна. Согласно Федеральному закону от 28.12. 2013 года №  421-ФЗ « О внесении изменений в некоторые законодательные акты..», обновленная версия статьи 5.27 КоАП РФ начнет действовать с 1 января 2015 года, в настоящее время применению подлежать старые правила.

Что должен знать работодатель

В первую очередь работодателю следует помнить, что при проведении любого рода проверок он находится по защитой  Федерального Закона № 294-ФЗ, а также и Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле ( далее- «Конвенция»). Работодателю не стоит бояться проверки ГИТ, а наоборот стоит подготовиться к ней.

В первую очередь «знания» понадобятся при проведении внеплановой проверки, так как о плановых мероприятиях работодателю сообщается заблаговременно. При проведении внеплановой проверки инспектору следует учитывать положение вышеназванной Конвенции, гласящее, что о своем визите инспектор уведомляет проверяемого не позднее, чем за сутки, при этом из данного положения есть исключения: в случаях, когда такое предупреждение сможет снизить эффективность контроля и у инспектора имеются обоснованные опасения, что проверяемое лицо может уничтожить или скрыть «улики», он может обойтись и без уведомления. Однако, такое решение не может быть сумбурным, при проведении проверки без уведомления, инспектор обязан обосновать такое решение. При отсутствии обоснования, результаты  проверки могут быть обжалованы  в суд.

Итак, если к Вам пришли с проверкой важно знать, что любые мероприятия в соответствии с Федеральным Законом № 294-ФЗ могут проводится исключительно на основании распоряжения вышестоящего органа или руководителя территориальной ГИТ (форма в Приложении). Поэтому прежде всего следует запросить у инспектора соответствующее распоряжение. В него обязательно должны быть включены данные об основаниях проведения проверки, сроках ее проведения (по общему правилу не более 20 дней), а также о запланированных мероприятиях. В случае если все в документе в порядке, Вы точно будете знать какие документы от Вас потребуют. При этом следует иметь ввиду, что отсутствие законных оснований, а также нарушение процедуры проведения проверки является основанием для признания проверки незаконной, а принятых в ее ходе обязательных документов не действительными. Однако, в случае если инспекцией допущены процессуальные ошибки, а нарушения трудового права имели место быть, то для предъявления требования относительно результатов проверки обязательным условием будет устранение нарушений. В противном случае, Ваши требования признают не обоснованными (ст. 2, 17, 18 Конституции Российской Федерации).

В ходе проведения проверочных мероприятий у Вас запросят ряд документов, конкретный перечень таких документов зависит от основания проведения проверки. Можно назвать лишь общий перечень, который встречается в наиболее распространенных случаях:

учредительные документы ( документы предоставляются в оригинале только в помещении предпринимателя, для приобщения к делу необходимо передать копии)

трудовые договоры со всеми дополнениями к ним; коллективные договоры (особое внимание будет уделено на отсутствие положений, ущемляющих права трудящихся);

трудовые книжки, журнал учета трудовых книжек;

внутренние локальные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положения о подразделениях предприятия, о дисциплинарных взысканиях, т.д)

приказы работодателя (о приеме на работу, увольнении, депримировании, применении различных форм ответственности)

Еще до проведения проверок работодателю стоит побеспокоиться о наличии и содержании подобных документов, чтобы в дальнейшем минимизировать риски привлечения к ответственности.

Важно знать, что согласно статьям 21, 22 Федерального закона № 294-ФЗ государственный инспектор имеет право знакомиться, запрашивать и изымать документы только в рамках основания для проведения проверки (только по конкретному лицу или ситуации, если подана жалоба работником, например). При не соблюдении данных требований, такие действия подлежат обжалованию ( ст. 361 ТК РФ).

По завершению проверки обязательно составляется акт, по установленной законом форме (смотри Приложение). В случае явного выявления административного правонарушения составляется протокол. Протокол должен быть представлен руководителю для ознакомления под роспись, в ходе ознакомления он имеет право вносить письменные замечания и пояснения относительно существа событий. Также инспектором выносится постановление об устранении нарушения, в постановлении должны быть указаны нарушения трудового права и срок их устранения. До истечения, указанного в предписании срока, руководитель обязан предоставить письменные пояснения и доказательства устранения.

Выше перечислены наиболее общие и минимальные требования, необходимые каждому работодателю.

В заключении отмечу, что рано или поздно ГИТ поситит каждое предприятие, поэтому вместо наивных опасений,следует приступить к активным действиям для минимизации своих рисков  и благоприятной репутации предприятия с учетом рекомендаций и положений, указанных выше. При грамотном вооружении «опасный зверь» становится «ручным зверьком».

 

 
: